• • • Р. Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам: 1) личность разделяет цели данной культуры и общества, стремясь осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами; 2) индивид, хотя и принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными средствами; 3) индивид не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает «правила игры»; 4) личность отрицает и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения, уходит от социальной реальности реально или иллюзорно (психологически); 5) общепризнанные цели и средства вызывают негативное отношение личности, ее поведение направленно на активное противостояние и утверждение новых норм и ценностей. В результате каждой модели адаптации формируется определенный тип личности: конформист, новатор, ритуалист, ретритист, бунтарь. В концепции Р. Мертона личность, действующая в согласии с целями и рекомендуемыми обществом средствами, называется Р. Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам: 1) личность разделяет цели данной культуры и общества, стремясь осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами; 2) индивид, хотя и принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными средствами; 3) индивид не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает «правила игры»; 4) личность отрицает и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения, уходит от социальной реальности реально или иллюзорно (психологически); 5) общепризнанные цели и средства вызывают негативное отношение личности, ее поведение направленно на активное противостояние и утверждение новых норм и ценностей. В результате каждой модели адаптации формируется определенный тип личности: конформист, новатор, ритуалист, ретритист, бунтарь. В концепции Р. Мертона личность, действующая в согласии с целями и рекомендуемыми обществом средствами, называется
инноватором
конформистом
революционером
ритуалистом